Сегодня пойдёт речь о нестандартной команде, отличающейся от толпы «паур-металл» команд начала двухтысячных годов, которую смело можно поставить в отдельный ряд. Группа отличается не тяжестью, скоростью или качеством записи, а оригинальностью материала, что, пожалуй, главное в наше время. В своей музыке САНТА-МАРИЯ смогла умело объединить «хеви-металл» и что-то едва уловимое из нашего детства, а для кого-то из юности: что-то из старых кинолент, переплетённое с музыкой ВИА и групп 60-70-х годов – очень нестандартное сочетание. Следует признать, что качество записи не самое лучшее для тех времен (на это есть свои причины), но всё же очень хорошо, что работа «Жизнь на грани» была издана в 2005 году. Через несколько лет после издания этот диск оказался в моей коллекции и недавно попался мне на глаза. Мне сразу захотелось его послушать и попутно узнать историю, которая оказалась неожиданной и интересной. Об альбоме «Жизнь на грани» поговорим с гитаристом Кириллом Безродных.
– Когда я в третий раз решил собрать свою «хеви-металл» группу (до этого была САНТА-МАРИЯ в стиле «дэт-металл» в Якутске, где я жил до 18-ти лет, и в Липецке в стиле стандартного «спид-хеви» и тоже с названием САНТА-МАРИЯ), я задумался о том, что же на самом деле хочу играть. К тому времени я уже жил в Москве и закончил музыкальное училище (эстрадно-джазовое отделение). Мне очень нравились «мелодик-спид- металл» группы, такие как ранние CHROMING ROSE, RAGE (1988-93), SCANNER, VIPER, HELICON, HELLOWEEN и многие другие, из российских групп очень радовали ARCHONTES и ADOLF CASTLE, но всё же не покидало ощущение, что всё это уже было сделано, и в какой-то мере всё стало казаться предсказуемым (всё-таки окончание эстрадно-джазового отделения, наверное, начинало сказываться); «прогрессив-пауэр» не нравился из-за недостаточности ярких мелодий и множества наворотов при отсутствии тем, а к стилю «фьюжн» всегда было отвращение, так что я попал в тупик.
Как-то случайно на пьяной музыкантской тусовке в общаге химкинского института культуры, где народ, изрядно выпив, пел, как обычно, «Ой, мороз, мороз» да всякие песни типа «Конь мой вороной», я услышал, как один парень (имени его не знаю) взял гитару и вдруг запел песни Алексея Рыбникова, это был 1998 год. К своему стыду, я не знал в тот момент такого композитора, хотя, конечно, в детстве слышал его песни из того же «Буратино». Конечно же, я сразу поинтересовался, мол, что это за музыка, а после ответа я уже о выпивке и не думал, а, возвращаясь домой, повторял одно и то же: «Алексей Рыбников, Алексей Рыбников». Когда я пришёл на следующий день на Горбушку, продавцы только плечами пожимали, мол, ничего такого нет – вот «Юнона и Авось», а песни из фильмов – так это тебе, парень, надо все фильмы с его музыкой скупать, иного пути нет. И я стал скупать все видеокассеты, где значилось имя Алексея Рыбникова, попутно я для себя открыл Эдуарда Артемьева, Владимира Мартынова, ансамбль АРИЭЛЬ, кое-что из психоделической музыки стран Восточной Европы – СКАЛЬДЫ, ИЛЛЕШ, ранний ПУДИС, из западных – KING CRIMSON, PINK FLOYD с Барреттом и отчасти DOORS. Всё это сильно меняло меня: если до этого я думал, что 60-е – 70-е годы – это блюзовая основа и всё такое (те же LED ZEPPELIN), то тут я зашёл в мир этой музыки с совершенно другой стороны, с той, которая мне понравилась, так как я никогда не был любителем «блюз-рока».
В итоге возникла мысль соединить этот кинематографическо-психоделический дух с «пауэр-металлом» – в тот момент это мне казалось выходом из тупика. Быстро нашлись музыканты: с нами, между прочим, играл ныне всемирно известный джазовый бас-гитарист, а тогда просто шестнадцатилетний парень с виртуозными заморочками Антон Давидянц (но в записи он не участвовал), и Влад «Артист» Соколов – позднее ударник АРКОНЫ, ROSSOMAHAAR. Название взяли опять САНТА-МАРИЯ, причём это было не моё желание, а остальных музыкантов, мол, хорошее название, что зря пропадать. Все три САНТА-МАРИИ я считаю разными группами, несмотря на то, что я был их участником и основным автором.
– Как записывали альбом? Звук, честно признаюсь, немного странноватый. Компьютер?
«Жизнь на грани» – это второй наш альбом, первый – «Морские серенады» – был записан за три дня и наспех, это и предопределило его провал, хотя там были очень неплохие вещи. Над вторым альбомом мы работали гораздо дольше, но тоже весьма оригинальным способом – в музыкальном магазине, где я работал продавцом. Мы его записывали в 2003 году. Именно для этой записи я купил портостудию «Boss BR-1180» в своём же магазине. Гитару писали не через пресеты портостудии, а как и положено, снимая звук с комбиков. Барабаны звучат как будто компьютерные, но они на самом деле сыграны живьём – просто сама установка электронная. Сколько дублей было испорчено из-за того, что иногда приходилось отвлекаться на работу с клиентами, и не сосчитать. В общем, портостудию использовали скорее как магнитофон – все инструменты и обработки настоящие. Вокал записывали отдельно.
К сожалению, качество портостудии не позволяло нам разгуляться как следует, но так как скидываться на нормальную студию нам было просто не с чего, то мы вынуждены были довольствоваться и таким результатом. Правда, в те годы вышло много альбомов отечественных метал-групп, записанных в профессиональных студиях и по качеству не уступавших многим западным группам. В этом плане они оставили нас далеко позади, но всё равно, мне кажется, мы смогли сделать нечто необычное, то, чего нет у других.
– Запись в магазине – я ещё такого не слышал. А вокал как писали? После закрытия магазина? Наверное, дирекция не очень была довольна такими экспериментами.
– Мы в подсобке ставили микрофон, и вокалист Сергей Гудошников пел в него в полный голос, а в это время по магазину могли ходить удивленные покупатели, слушая непонятные вопли за стеной (отмазка была такая – тестируем аппаратуру). В то время в магазине работал также Рома Гурьев из группы ARIDA VORTEX, и он принял гостевое участие в паре треков – особенно отличится в гитарном соло заглавной песни «Жизнь на грани» (вторая часть соло).
Что касается начальства, думаю, они были не совсем в курсе, но на наши действия смотрели сквозь пальцы, не придирались, так как нам почти не платили – продажи были мизерные. Да и мы всё время ходили по краю допустимого, не пересекая черту. Мы ходили на работу как на праздник. Даже те, кто формально к группе не был причастен, всё равно старались как-то повлиять, чтобы альбом получился как можно лучше. Особая благодарность Руслану Смирнову, который записал большую часть клавишных, кое-где бас и вообще сводил вместе со мной этот альбом, выжимая из портостудии всё, что возможно. Процесс продолжался месяца три, и альбом был готов.
– Ну а теперь расскажите об обложке диска.
– Альбом издал лейбл «Metalism records», обложку сделали они же, и это было второе подряд изображение парусника на нашей обложке (на дебютнике тоже был корабль). По большей части это связано с тем, что мы не хотели религиозных ассоциаций, было желание привязать картинку к Колумбу, и к его «Santa-Maria».
Да и у нас не было особых идей, если не считать того, что девушка клавишника Никиты Тихонова нарисовала нам тогда обложку с рыцарем и драконом, но мы её забраковали.
Лейбл для нас сделал и новый логотип. Поскольку альбом к тому времени два года никто не выпускал, то мы уже ни с чем не спорили, лишь бы выпустили, хотя в итоге они нормально всё сделали, я считаю. Даже буклет внутри с фотографиями. А до этого запись распространялась по друзьям в виде CD-R, несколько треков публиковалось на музыкальных порталах.
– Насколько я знаю, у вас следующий альбом так и не вышел. Почему?
– В 2007 мы подготовили новую программу более «агрессивно-спидовую», но и мелодики там тоже хватало, и начали её записывать на СДМ у Лазаря. Вокалистом уже был Лёша Тышкевич из групп РЕТРИЕМ и НАТИСК. Но когда уже всё было почти готово и оставалось записать только вокал, мы перессорились с Владом (барабанщиком) относительно некоторых деталей саундпродюсирования и аранжировки – он не хотел, чтобы я опять всё увёл в кинематографическую сторону, а мне не хотелось совсем уж стандартного «пауэра». В итоге мы его так и оставили незавершённым. Впоследствии для меня кинематографическая психоделия взяла верх над металлической составляющей, и с 2010-ых годов по настоящее время я играю (с частью состава САНТА-МАРИЯ в основном начального периода) в психоделической группе INNA PIVARS & THE HISTRIONES.
Андрей Задворный (2020)
https://vk.com/public175620334?w=wall-175620334_1413
Платная реклама на Mastersland.org
Прислать новость / анонс концерта
Правила общения на сайте и форуме
13.04.24 Клуб "Город" (Москва)