Дмитрий Процко поделилися историей создания альбома "О Скитаниях Вечных и о Земле" группы АРДАДмитрий Процко (Эпидемия, ex-Арда) в предверии концерта группы Арда, посвящённого 15-летию первого альбома группы (Моква, 11 октября), поделился вконтакте историей создания альбома.
Страница Дмитрия:
https://vk.com/dmitryprotsko Арда О Скитаниях Вечных и о Земле. История создания, как я это помнюТак как эта статья не является попыткой написать полноценную историю, пожалуй, будет правильно пропустить довольно продолжительный момент, связанный с первыми концертами, изданием промо-диска, насыщенной жизнью группы в этот период, и перейти непосредственно к записи дебютного альбома. Честно говоря, я не вполне уверен, что мы садились в студию записывать именно альбом. Скорее это была попытка сделать приличную демо-запись, которая, по мере появления новых песен, переросла в запись полноценного LP. По крайней мере, я точно помню, что на альбом песен изначально не хватало. Еще при создании группы Паша принес несколько песен: «Возвращение Государя» и «Ради Звезд», для которых он сам сделал полностью аранжировки, включая крутые клавишные партии. На записи «Ради звезд немного была доработана, получив концовку, предложенную Владом. «Мелькор» удивительным образом изначально представлял собой балладу, а превратился в самую тяжелую песню альбома, «Крылатую Тьму», Паша написал еще в период Эпидемии а англоязычная „Fly Away“ даже не планировалась в основной состав альбома, а планировалась исключительно как бонус.
К тем, композициям, что у нас были, добавилась еще «Первая Зима», музыку которой принес в группу я. Точнее, даже не полностью музыку, а ее основу, ибо у меня не хватало клевого риффа под куплет, его на репетиции предложил Игорь, и этот рифф прекрасно вписался в песню, а текст, который написал Паша, идеально лег на настроение музыки. Забавным моментом с этим риффом, кстати, стало то, что уже в момент создания альбома я записал несколько разных вариантов гармонизации одного музыкального прохода и уехал со студии, забыв напомнить Паше, что прежде чем писать вокал, надо бы выбрать тот вариант, под который ему удобнее петь. В итоге, когда вокал был записан, оказалось, что он записан на рифф с разными пробными вариантами гармонизации, и они, удивительным образом, прекрасно гармонируют с вокалом в целом, в общем, мы так и оставили.
Огромной удачей стало то, что по поводу записи Влад договорился о сотрудничестве с Рубеном Казарьяном, в тот момент очень продвинутым андеграудным деятелем, лидером группы Nordream (Southwake), а впоследствии известным гитаристом и автором хитов, которые знает вся та часть страны, которая интересуется рок-музыкой. Если это имя ничего не говорит, то следует сказать, большинству любителей музыки он известен как гитарист группы Louna, хотя эта страница его истории на момент написания статьи, уже в прошлом. Рубен оказался очень дружелюбным и комфортным в общении человеком. Впоследствии мы стали с ним хорошими друзьями, а на тот момент он предложил нам достаточно низкую цену на запись на его домашней студии и, самое главное, готовность стать не только звукорежиссером, но и саундпродюсером альбома, то есть, по полной включиться в работу, а не просто нажимать кнопки. В итоге, он сделал большую часть недостающих клавишных партий и в некоторых моментах подсказывал решения по другим музыкальным аранжировкам, которые, по его мнению, можно было бы улучшить. В частности, так как тогда дома записать барабаны было невозможно, созданием барабанных партий в секвенсоре занимались они вместе с Владом, и, мне кажется, некоторые его идеи в барабанных рисунках тоже присутствуют, хотя утверждать не могу. По совету Рубена мы записывали по две партии ритм-гитарына канал. Такой метод позволяет добиться более плотного звучания, при этом, правда играть необходимо очень четко попадая в себя самого. Вообще, что касается записи гитар, большую часть ритм-гитары записал я, так проще и быстрее. Плюс Игорь был довольно сильно занят, играя на тот момент в оркестре МВД или каком-то похожем оркестре, так что его участие в записи, в основном, ограничилось исполнением своих соло.
В процессе записи материала неожиданно к группе потерял интерес бас-гитарист Андрей Кузнецов. Мне всегда было понятно, что рок - не совсем его среда обитания, так что это решение было вопросом времени. Он всегда больше интересовался джазом и другой, более требовательной к бас-гитаре музыкой плюс был классическим «правильным» музыкантом, а мы склонялись больше к жизни в стиле рок со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. В итоге, в определенный момент Андрей сообщил о своем уходе. На замену ему был найден Ярослав Пастухов, так что часть партий бас-гитары записана еще Андреем, а часть - Ярославом. Я уже не помню, где кто из них играет, но по манере игры и по образу жизни они настолько разные, что это должно быть слышно даже в исполнении нот. Ярослав был классическим рок-н-рольщиком с принципом жизни «все, что горит, девки, рок-н-ролл», и он внес немалый вклад в веселые дни нашей молодости J).
Основу для песни «О Скитаниях Вечных И О Земле» принес в группу я, но она была незавершенной, некоторые куски для нее предложил Паша. Если честно, я уже не очень помню, какие именно. Для меня эта песня, наверное, всегда будет стоять особняком во всем нашем творчестве, прежде всего, благодаря тексту. Мне очень жаль, что из-за обилия хоров, партий бэк-вокала и общей насыщенности микса, именно в ней текст не так просто разобрать. Для меня эта песня воплощает в себе многое из того, о чем мы разговаривали и иногда даже не разговаривали в то время, то, что происходило в нашей жизни и наших головах. Я воспринимаю ее как очень личную композицию, и, хотя большую часть текста написал Паша, он удивительно точно сформулировал многие вещи, которые крутились у меня в мозгу. Ну и какие-то строчки для песни принес я, за что даже удостоился права стать соавтором текста. Конечно, к одноименному рассказу Рея Брэдбери текст не имеет никакого отношения, по крайней мере, для меня, хотя я видел немало мнений, что эта песня прекрасно отражает дух рассказа. Но искусство, оно, наверное, такое и должно быть, когда каждый в нем находит что-то свое.
Отдельная история это песня «Нет Никого». Так получилось, что в момент, когда песня родилась у Паши, в Москве не было практически никого из музыкантов группы. А душа Паши требовала немедленной творческой реализации идеи, поэтому он приехал на студию к Рубену, где они вдвоем ее и записали. Рубен при этом сыграл партии всех инструментов и очень помог с аранжировкой. Насколько я помню, Паша вообще не очень хотел включать песню в альбом, но мы его уговорили, потому что во-первых, песня получилась очень классная, во-вторых, на альбоме не было баллады ( Fly Away мы не считаем, так как это бонус), а в-третьих, альбому по-прежнему банально не хватало хронометража. Так что, ее появлением альбом обрел законченный вид, а песня до сих пор регулярно исполняется группой на концертах.
Когда запись альбома была готова, встал вопрос о мастеринге. По мнению Рубена, мастеринг и сведение должны делать разные люди, чтобы человек, делающий мастеринг, послушал альбом, так сказать «свежими ушами». По его совету эту работу для нас сделали Игорь Кэш Лобанов и Андрей Боголюбский из группы Слот. Они же подобрали и вставили все те космические звуки, которые звучат между песнями.
С созданием обложки и оформлением буклета изначально было много проблем, потому что никто из нас настолько не представлял как это делается, что даже не мог поставить грамотную задачу дизайнеру. Самый первый вариант обложки нарисовал художник Даниил Созиев. Собственно, он придумал того крылатого товарища, который в той или иной форме появляется на всех релизах группы, и первый раз нарисовал его. Но Даниил был абсолютно «аналоговым» художником, совершенно не умеющим переносить свои произведения в цифровую форму, пригодную для печати. В итоге, от всей обложки остался только один этот товарищ с крыльями, а весь фон и прочее оформление буклета сделал Алексей Малахов, мой знакомый музыкант и дизайнер, о котором я очень вовремя вспомнил практически в последний момент, когда сроки издания уже горели. Фотографии для буклета делала наша хорошая знакомая Наташа Rag Doll, которая работала на CD-MAXIMUM.
Я думаю, кстати, что мы в принципе попали на этот лейбл, во многом, благодаря ей, но точно не помню, в любом случае, контактами с лейблом на первых порах занимался Паша, я подключился несколько позже. CD-MAXIMUM оказали нам огромную и необходимую в тот момент поддержку, не только выпустив альбом бесплатно, но еще и выдав какие-то деньги на организацию презентации (не забыв потом, правда, вычесть их из роялти, но ха, завидуйте современные музыканты, ведь это были те времена, когда у музыканта еще была возможность пощупать результаты своего труда в виде красиво оформленного диска и не только не заплатить за это деньги, но даже некоторое время получать отчисления с продаж, хотя и скромные). Кстати, никто из музыкантов так никогда и не узнал, каким тиражом альбом в итоге издавался, изначально было вроде 300 красочных дигипаков и 500 дисков упрощенного издания, но потом несколько раз происходила допечатка. Сколько таких допечаток произведено на настоящий момент, сложно сказать. Так получилось, что все свои экземпляры альбома я раздарил друзьям, и долгое время был «сапожник без сапог», пока пару лет назад Андрей Максимкин, мой друг и директор группы Эпидемия не подарил мне купленный им на каком-то аукционе для коллекционеров экземпляр. И я точно могу сказать, что это не первое и даже не второе издание, так что, судя по всему, альбом получился не такой уж плохой, раз его допечатывали неоднократно J Лично я абсолютно уверен, что он достоин прослушивания.
http://www.mastersland.org/index.php?content=18406