АЛЕКСЕЙ БУЛГАКОВ И АРИЯ.
(Меломан Наруто, из цикла «Тайны арийского двора»)
http://vk.com/ariafamily?w=wall-48350_2081317 декабря отмечает свой день рождения Алексей Булгаков – лидер группы ЛЕГИОН и один из лучших вокалистов русского металла. Любопытно, что дважды, в 1988 и в 1994 годах, Алексей едва не стал вокалистом АРИИ.
В 1988 году Холстинин и Дубинин решили уйти из-под опеки арийского менеджера Виктора Яковлевича Векштейна, получить большую самостоятельность. Кипелов и Маврин их планы поначалу не поддержали. Тогда Холст стал искать нового вокалиста на место Кипелыча. Кандидатом № 1 стал Алексей Булгаков.
В. Холстинин:
«Я помню, как еще в 1985-1986 годах мы с Грановским ходили пару раз на концерты Легиона – с большим удовольствием. Уже тогда это была крепкая команда. Мне очень нравилась тогда их песня "Листопад". Ну и, конечно, вокалист у них замечательный - Алексей Булгаков».
Из книги Владимира Марочкина «Рыцари Легиона»:
«Сейшена в ДК МЛВРЗ, которые теперь проходили каждый месяц, превратились в настоящий парад хэви-металлических сил столицы. Кроме «Легиона» здесь регулярно вступали группы «99 %», «Кросс», «Консул», «Мартин», позже к ним присоединился «Черный Обелиск». Бывало, что приезжали хэви-металлические команды из других городов, в том числе из Питера и даже из Прибалтики. На каждый сейшн собиралось огромное число фанатов со всей Москвы и окрестностей, и для того чтобы попасть на концерт, протолкнуться сквозь толпу «взыскующих исхода», собравшихся у дверей ДК, надо было обладать нешуточным везением и интенсивно притягивать удачу.
На одном из таких концертов, в котором, кстати, играли «99 %», «Кросс» и «Легион», Алексей Булгаков познакомился с гитаристом недавно созданной группы «Ария» Владимиром Холстининым, которого ему пришлось протаскивать в дом культуры сквозь бурлящую толпу фанатов.
Леша вышел в фойе, чтобы посмотреть, много ли собралось народу на сейшен, как его внимание привлек поэт Александр Елин, тот самый, который написал текст для только что вышедшего альбома группы «Ария». Он стоял у входа и отчаянно звал Булгакова на помощь:
— Лешка, иди сюда!
— Что случилось, Саша? – попытался перекричать Алексей ревущий поток металлической тусовки.
— Помоги провести Володю Холстинина, моего друга из «Арии»! – взмолился Елин.
Тут Булгаков обратил внимание, что у самого входа в ДК действительно стоял Холстинин, и фаны, стремящиеся на концерт, размазывали его по стеклу, не узнавая. «Ария» тогда только-только записала свой первый альбом «Мания величия». И, хотя запись усилиями «подпольных писателей» разошлась по стране в неслыханном для андеграунда количестве, Володю в лицо пока мало кто знал, ведь в Москве «Ария» дала только один концерт.
— Леша, давай вместе! Давай! Дергай! – скомандовал Елин.
Ухватив Холстинина за рукав пальто, они попытались затащить его в фойе. Дернули посильнее — и Володя, изрядно помятый, но вполне довольный, радостно влетел внутрь дома культуры. Отряхнувшись и отдышавшись, он представился:
— Здравствуйте, меня зовут Володя Холстинин.
— А я — Алексей Булгаков, очень приятно. Пройдемте, пройдемте! – сказал Леша и они под ручку пошли за кулисы. Елин вприпрыжку бежал впереди них и, оборачиваясь, приговаривал скороговоркой:
— Вот спасибо тебе, Леха! Вот спасибо! Класс!».
И вот теперь, когда встал вопрос о вокалисте Арии, Холстинин сразу вспомнил про Булгакова.
Из книги Владимира Марочкина «Рыцари Легиона»:
«Володя Холстинин позвонил Алексею Булгакову и позвал его в гости.
Алексей приехал на «Спортивную» в ДК имени Свердлова, где была база у «Арии». Сначала музыканты разговаривали исключительно о том, кто какую музыку любит. Потом Володя показал новый материал, рассказал, что они впервые написали мажорную песню, которая называется «Дай жару!». Говорил, что они еще планируют записать. И лишь после такого длинного вступления Холстинин сказал Алексею, зачем он его позвал:
-Сейчас мы уходим от Векштейна, все согласны, кроме Кипелова. Валера говорит, что ему и у Векштейна неплохо, поэтому мы ищем ему замену. Не хочешь ли с нами? Барабанщика, правда, у нас тоже пока нет, поскольку Удалов ушел, но мы барабанщика ищем.
Чувствуя, что Алексей колеблется, Володя поднажал:
-Давай к нам! Мне кажется, что твой голос наиболее подходит для металлической музыки, он жесткий и мощный.
Алексею было приятно услышать от Холстинина такие слова, тем более что «Ария» всегда ему нравилась, более того – он считал «Арию» «своей» группой, то есть группой, в которой он вполне мог бы петь. Но сейчас Алексей отказался.
-Я вполне счастлив, да к тому же у меня своя группа. Как же я ее брошу? - ответил Булгаков, и к этому вопросу они в тот вечер больше не возвращались.
Домой Алексей вернулся поздней ночью. Пока он добирался к себе в Перово, то размышлял о том, правильно ли сделал, что не согласился. Но вскоре выяснилось, что интуиция подсказала Булгакову самое верное решение, ведь уже на следующий день после их разговора Холстинину позвонил Кипелов и сказал, что они с Мавриным приняли решение тоже уйти от Векштейна и присоединиться к остальным членам группы. Так «Ария» была восстановлена, порядок учрежден и все снова пошло своим чередом».
В 1994 году в Арии вновь разворачивается конфликт. И вновь Холстинин с Дубининым начинают искать нового вокалиста на место Кипелова.
Из книги Владимира Марочкина «Рыцари Легиона»:
«Многие певцы поспешили в ДК «Чайка», на базу «Арии», чтобы принять участие в прослушивании. Среди соискателей призового места были очень сильные и стильные вокалисты – Дима Монахов по прозвищу Ди Трой, Андрей Федоренко из «Архонтеса», Алексей Нелидов из «Ангелов и Демонов». Но Холстинин позвонил Булгакову и позвал его прослушаться. Он давно уже говорил, что Булгаков ему нравится больше, чем Кипелов, потому что Кипелов поет по-русски, нараспев, а Булгаков дает больше рок-н-ролла. И вот Володе представился случай заполучить в группу желанного вокалиста.
Алексей приехал в «Чайку», спел «Зомби» и «Кровь за кровь», точно попав во все необходимые ноты.
На прослушивании кроме Володи Холстинина присутствовали Виталий Дубинин и Сергей Маврин.
- Да, - согласился Дубинин с мнением Холстинина, - этот парень нам подходит.
Но Маврин сразу вспыхнул и сказал, что «Ария» без Кипелова - это не «Ария». Видимо, спор у них продолжался давно и, наверное, Сергей уже исчерпал все аргументы, поэтому он в резкой форме потребовал:
-Если не будет Кипелова, то не будет и меня!
-Серега, ты не прав! – сказали хором Холстинин и Дубинин.
Но Маврин уже сложил гитару в кофр и покинул базу».
Легион на тот момент не имел полного состава, и перспективы его были совершенно непонятны. Булгаков принял предложение арийцев и начал запись вокальных партий для альбома «Ночь короче дня».
Алексей Булгаков:
«В общем-то, не секрет, что мне такая музыка близка. И, в принципе, это в моём стиле. Но хотя, если быть откровенно честным, то я люблю больше музыку в какой-то степени нео-классическую. Т.е. для меня важно, чтобы в металлической группе присутствовали клавиши. Палитра звучания тогда становиться шире, да и по качеству здесь больше возможностей. И хотя я большой поклонник и IRON MAIDEN , и JUDAS PRIEST, SAXON и HALLOWEEN , хэви не совсем близкое мне направление. Но я такую музыку слушаю, и все альбомы этих групп знаю…».
Об изменениях в составе объявили на всю страну через музыкальную передачу «Виниловые джунгли» (канал РТР).
Виталий Дубинин: «Добрый день. Мы с вами находимся в студии Aria Records, где мы записываем свой очередной альбом, рабочее название которого «Ночь короче дня» и который выйдет на фирме «Moroz records»…Ну, скажи еще что-нибудь, Холстинин…
Владимир Холстинин:
«Работа над альбомом проходила не без проблем. Обещали мы его уже давно, и надеемся, что он будет готов месяца через два. Дело в том, что на пути к успеху у нас были потери. Мы расстались со своим вокалистом Валерием Кипеловым, проработав вместе почти 10 лет. Теперь у нас новый вокалист. Зовут его Алексей Булгаков».
Виталий Дубинин:
«На альбоме будет 9 песен в традиционном арийском стиле. Естественно он будет чем-то отличаться от предыдущих, как все наши альбомы не похожи один на другой. Надеемся, что вы его услышите скоро».
В передаче показали, как Булгаков записывает отрывки из песен «Паранойя» и «Ангельская пыль». Отрывок «Паранойя» с вокалом Булгакова примечателен еще и тем, что на нем поется один из ранних вариантов текста со словами:
Говорят, что Христос шёл когда-то в Сибирь,
Он был вестником этой печальной судьбы.
Я бегу, чтобы жить
А вокруг ликует паранойя…
М. Пушкина:
«Христос упоминался как вестник печальной судьбы нашей странной страны, больной хронической многовековой паранойей. Есть такая легенда, что во время своих странствий, Иисус заглянул и к нам, т.е. тогда это еще были не совсем "мы", но все-таки».
Других черновиков "Паранойи" не нашла, зато обнаружила забавные наброски к "Рабству иллюзий", там даже слово "водка" есть. (смеется). Забавный текст».
Виталий Дубинин:
«Мы начали писать «Ночь короче дня» в августе, до поездки в Германию. Тексты стали появляться в декабре, когда мы начали с Булгаковым работать. А до этого еще ни одного текста не было, кроме, пожалуй, «Возьми мое сердце».
Кроме Маргариты Пушкиной к работе над текстами были привлечены и некоторые другие поэты. В частности, Александр Афанасьев, ранее писавший некоторые тексты для Легиона.
Александр Афанасьев:
"Следующий этап нашего совместного творчества с Булгаковым пришелся на период приглашения его в качестве вокалиста в «Арию», вместо ушедшего в то время Кипелова.
Меня пригласили в ДК Чайка, где была студия Арии. Холстинин дал мне две или три рыбы. Мы с моим другом Вячеславом Лапшиным засели дома на кухне и через пару дней выдали пару-тройку текстов, которые продиктовали Булгакову по телефону. «Невеста», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Еретик».
Дальше мы просто ждали результат и спустя некоторое время услышали эти вещи совсем с другими текстами и названиями. Я поинтересовался, почему так? На что получил ответ, что Кипелов вроде как передумал уходить из группы, а он работает исторически только с Маргаритой Пушкиной. Уж не знаю, записывал ли Булгаков эти вещи с Арией или нет.
Поэтому проще считать, что я с Арией не работал, так как конечного продукта так и не получилось.
Текст «Чайки» вроде и не сохранился, а текст «Еретика» есть, могу выложить...А «Невесту», мне кажется, мы даже и не диктовали по телефону... Впрочем текст тоже сохранился, но его уж точно не стоит нигде упоминать )))) Очень сложно создать настоящее произведение, пытаясь впихнуть его в прокрустово ложе рыбы...С Еретиком было проще - там ровный размер стиха. Это кстати о Джордано Бруно написано.
«Еретик» писался совместно с В. Лапшиным по принципу буримэ. Это образчик того, что и коллективное творчество может быть достойно внимания, хотя чаще всего такие эксперименты заканчиваются неудачей».
ЕРЕТИК
"Сжечь не значит уничтожить" Дж.Бруно
Разжигает закат исступленье свое,
Я взошел на костер, отгони воронье,
Ты везде, ты со мной, ты паришь над землей,
Мой Ангел!
Чтоб не верить, а знать, ты раскрыл мне глаза,
Я пытался, поверь, это людям сказать,
Но меня на костер посылает толпа,
Мой Ангел!
Знать и быть свободным,
Знать и жить свободно,
Знать и стать свободным
Навсегда!
Дым застил мне глаза, впереди пустота,
Но меня не страшат эти слуги креста,
Но меня не страшат их проклятья и боль,
Мой Ангел!
Ты прости этот грех, хватит боли одной,
Ведь они так слепы в этой жизни пустой,
Обратив в небо взгляд ожидают Тебя,
Мой Ангел!
Догорает костер и дымятся угли
И расходятся те, кто костер этот жгли,
Прежде эта толпа распинала тебя,
Мой Ангел!
Догорает костер, кончен огненный ад,
Но не знают они , что слова не горят,
На костре не смогли опровергнуть меня,
Мой Ангел!».
Впоследствии в несколько измененном варианте этот текст ляжет в основу песни «Еретик» группы ЛЕГИОН (музыка будет написана на готовый текст).
Отношения Булгакова с Холстининым и Дубининым вскоре стали давать трещины. Алексей к моменту прихода в Арию был не только состоявшимся харизматичным вокалистом, но и лидером группы с многолетней историей, со своими представлениями о творчестве.
А. Булгаков:
«Когда меня прослушивали в АРИЮ, там ещё был Маврин. В процессе записи новых песен он позвонил и сказал, что без Кипелова он работать не будет. И ушел. А в конце моего пребывания в группе в студии появился Сергей Терентьев и записал свое первое соло в песне "Ночь короче дня".
Мы успели сделать "Зомби", "Паранойю", "Рабство иллюзий". А из старых – "Кровь за кровь". Я тогда зарубился на текст "Уходи и не возвращайся". Такая странная песня… И я просил у Холстинина новый текст. Видать, ему это очень не понравилось, что пришел тут какой-то и диктует условия».
Из Легенды о динозавре:
«Альянс Булгаков-Ария спустя ничтожно короткое время начал разваливаться прямо на глазах. Энтузиазм Холстинина и Дубинина заметно поубавился. Мы плохо представляем существовавшие в тот момент взаимоотношения Булгакова с «Арией», зато кое-что знаем про Булгакова. Алексей — очень пафосный (в обычном смысле этого слова) человек, и имеет на подобный пафос полное право. «Легион» начал играть хэви-метал едва ли не раньше самой «Арии», и, если бы на пути «Легиона» в свое время попался такой человек, как Векштейн, возможно, эта группа котировалась бы на одном уровне с «арийцами». К тому же стоит понять следующее: покинув «Легион» ради сотрудничества с «Арией», Алексей рисковал гораздо большим, нежели «арийцы», — все свои «мосты» он попросту сжег. Однако Булгаков не очень правильно выстроил свои позиции в новом коллективе. Похоже, Алексей слишком рано решил, что уже является полноправным членом группы, и принялся активно вмешиваться в творческий процесс: критиковал тексты, отказывался петь отдельные варианты, ссылаясь на то, что они «чернушно-сатанинские», и так далее…Наверно, именно этим он «напряг» главного диспетчера «Арии» Виталия Дубинина, которого в свою очередь тоже можно понять: человек не успел придти в коллектив, а уже диктует свои условия».
Из книги В. Марочкина «Рыцари Легиона»:
«Сначала все было чудесно. Алексей Булгаков записал песни «Ангельская пыль», «Ночь короче дня», «Паранойя», «Зомби», «Кровь за кровь» и «Рабство иллюзий». Но вскоре Булгакову пришлось столкнуться с некоторыми творческими ограничениями. Ему очень не хотелось слепо копировать «айрон-мэйденовскую» манеру пения, и он предложил несколько собственных вариантов развития вокальных партий.
-Не надо никакого развития. Это моя песня! – отмахнулся Дубинин.
-Надо иметь собственный голос, а не подражать кому ни попадя! – попытался настоять на своем Булгаков.
В спор вмешался Холстинин и пообещал, что в следующий альбом могут войти несколько песен Алексея, в которых он сможет показать все свои находки. Страсти улеглись, но вспыхнули вновь с удвоенной силой, когда Алексей отказался петь песню, где была фраза «Поцелуй меня в окровавленный рот». Алексей сказал, что эта фраза противоречит его эстетической концепции и вообще от нее за версту несет панком, а к тяжелому року она не имеет никакого отношения.
То, что недавно представлялось раем в отдельно взятом доме культуры, теперь оказалось сущим адом. Жаркие споры случались каждый день, причем по малейшему пустяку, и в конце концов Булгаков решил уйти из Арии».
Виталий Дубинин:
«Мы не хотели найти кого-то, радикально отличающегося от Кипелова. Я не могу сказать, что нам с Алексеем работалось плохо: он обладает хорошими вокальными данными и своей манерой. Но то, что он делал, меня все время немножко не устраивало. Какие-то песни у Алексея хорошо получались, какие-то, как нам казалось, не очень. А потом он не захотел петь «Уходи и не возвращайся»… Тут мы с Холстининым поняли, что будет непросто.
Сначала-то вроде как идиллия была – все хорошо, все получается, а потом стали больше замечать негатива, да и Алексей тоже начал от нас отдаляться. Мы, наверное, не оправдали его надежд, а он наших. Но, тем не менее, я к нему очень хорошо отношусь».
Впрочем из слов самого Булгакова выходит, что разногласия были не такими уж и непреодолимыми.
Из интерактива А. Булгакова
-Алексей, вопрос о твоем участии в Арии долго томился во мне, и я решил его задать. Вот допустим Кипелов не вернулся бы в группу, ты сам бы в этом случае остался в Арии? Какое ты видел бы будущее в Арии? Ответь еще, всем известно, что Кипелов отказывался петь песни… ну, скажем так, про чертовщинку всякую (типа Антихрист и всё такое), ты бы не стал бы конфликтовать по этому поводу? Ты бы пел такие песни? Просто интересно что было бы, если бы ты остался в Арии. С уважением к тебе, один из членов фан-клуба. Доктор.
Ответ Алексея Булгакова:
«Да, я бы остался в Арии, так как собственной группы у меня на тот момент не было. У Арии был интересный материал, и я с удовольствием его делал. Насчёт будущего ничего сказать не могу.
Что касается песен про паранормальные явления. Я, прежде всего певец, по этому любое творческое перевоплощение – нормальный процесс. В группе Ария песен и стихов я не писал, я всего лишь делал то, что от меня требовалось. Петь можно почти всё, главное не принимать близко к сердцу».
Вполне возможно, что Булгаков и «старые» арийцы в конце концов сработались бы. Но в ситуацию вмешался глава лейбла "MOROZ Records" Александр Морозов.
В 1993 году Ария и Мороз рекордс достигли соглашения о переиздании старых арийских альбомов на СД и выпуске нового номерного альбома. Теперь же президент "MOROZ Records" пригрозил штрафными санкциями за срыв контракта и добился возвращения Кипелова.
Алексей Булгаков:
«А потом Морозов, собиравшийся в 1994 году издавать их старые альбомы, узнал, что у группы новый певец, и посчитал, что в этом случае диски будут плохо продаваться. Он и склонил их вернуть Кипелова».
Сергей Маврин:
«Александр Морозов был изначально против таких «экспериментов» с вокалистами».
В. Холстинин:
«В 1995 году Валера стал выступать с «Мастером», мы даже было заменили его на Булгакова, но фирма Moroz Records захотела услышать на очередном альбоме именно голос Кипелова».
Валерий Кипелов:
«Отношения «Арии» и Булгакова расстроились, и они не хотели это афишировать. Я не знаю, что произошло на самом деле. Художник Василий Гаврилов и Маргарита Пушкина говорили, что Морозов конкретно напрягся… Мол, на фирме посчитали, что после столь длительного молчания новый «арийский» альбом должен быть обязательно с Кипеловым, иначе он «провалится», и ни на какой коммерческий успех рассчитывать не придется. Может, это было оправдание…Но, со слов Холстинина, Морозов сказал буквально следующее: «Делайте что хотите, как хотите с Кипеловым договаривайтесь, но на альбоме должен петь только Кипелов…».
Тут и у меня сомнения возникли. Я посчитал, что со мной поступили не очень хорошо. Ведь я отработал в «Арии» столько лет… Но хотя отношения были испорчены, мне было далеко не безразлично, что происходит в «Арии» и что будет с группой. Деньги для меня главным не были. Холстинин частенько названивал и убеждал, что, мол, «надо, надо, надо». А Пушкина сказала мне тогда: «Записывай альбом, а дальше сам решишь, что делать». На этом варианте я в итоге и остановился. Я набрался терпения и приступил к записи. Как ни странно, процесс пошел довольно гладко — не было никаких скандалов, ругани, разногласий и всего такого, что обычно сопровождало наши студийные сессии. Мы записали вокал к альбому «Ночь Короче Дня» за май — июнь».
Алексей Булгаков возродил «Легион», лидером которого остается и по сей день.
Останься Булгаков в Арии и – мы могли бы получить в 1994 году новую Арию с Булгаковым, а вместо группы «Кипелов» – совместный проект Кипелова и Маврина или группу «Мастер» с Кипеловым на вокале (а возможно и с Мавриным в роли одного из гитаристов). В общем, очень многое в истории русского металла пошло бы совсем по-другому.
Ария с Булгаковым – насколько перспективен был данный состав? Мнения фэнов расходятся.
В Интернете можно найти записанные в 1994 году с вокалом Булгакова демо-версии песен «Кровь за кровь», «Зомби», «Ангельская пыль», «Ночь короче дня» и отрывок песни «Паранойя».
В 2004 Булгаков стал первым вокалистом основанной Сергеем Терентьевым группы «АРТЕРИЯ». В числе прочих он пел и несколько арийских песен авторства Терентьева. Первым релизом группы стал переизданный сольник Терентьева 1994 года «Up to thirty», который теперь стал называться «30+3+infinity» и включил в себя три бонус-трэка, в том числе песни «Потерянный Рай» и «Кто ты?». Обе эти песни Сергей написал и записал с «Арией» в 1999 г. (с вокалом Кипелова), но для диска Артерии эти композиции были переписаны заново с вокалом Алексея Булгакова. Кроме того, на ДВД Артерии «5 баллов» можно послушать живое исполнение Булгаковым на одном из концертов Артерии арийской песни «Грязь».
Жаль, что Булгаков так быстро ушел из Артерии, ведь третий альбом Артерии «В поисках новой жизни» был сборником новых версий арийских песен авторства Терентьева. Если бы Булгаков спел этот альбом и исполнил его вживую на концертах, можно было бы более предметно говорить о том, насколько хорошо голос Булгакова вписывается в музыку Арии. Тем не менее, несколько имеющихся записей дают об этом примерное представление.
Неудивительно, что при последующих сменах вокалистов Арии многие ожидали приход Булгакова – и в 2002 году, когда ушел Кипелов, и в 2011 году, когда Ария рассталась с Беркутом.
Из интервью Алексея Булгакова порталу 1ne-more.ru (август 2011 г.)
-Главным событием лета для отечественных металлистов безусловно стала новость об уходе из «Арии» Артура Беркута. Фанаты до сих пор судорожно перебирают все возможные кандидатуры на место вокалиста «Арии». К вам из группы кто-то обращался?
- Нет, ко мне с предложениями никто не обращался, да и вряд ли это возможно. Я с группой “Легион” прошел большой творческий путь и идей у нас еще масса.
-Многие помнят, что в 1994 году Вы уже заменяли в «Арии» Кипелова, и даже записали с «арийцами» альбом, однако Кипелов вернулся, альбом вышел уже с его вокалом. Какие ощущения остались после работы с Дубининым и Холстининым?
-Ну, было довольно интересно. Материал был крепкий, плюс ко всему Дубинин хороший композитор и отлично разбирается в вокале. Да и себя проверить была отличная возможность.
-Андрей Храмов, который пробовался на роль вокалиста «Арии» в 2002-ом и даже спел с группой один концерт, после чего покинул коллектив, признавался, что у него осталась небольшая обида на музыкантов «Арии». А как вы восприняли весть о том, что Валерий Кипелов возвращается в группу, и в ваших услугах более незаинтересованы?
-Конечно было разочарование, так как я уже настроился на долгую и плодотворную работу, но Валерий Кипелов – это лицо группы, и он много сделал для имиджа ”Арии”, так что его возвращение назад логично.