Недавно Сергей ответил на 2 серьёзных вопроса: 1) Как создать аранжировку для будущей песни (когда есть лишь гармония/вокал/аккорды). 2) Как выбрать инструмент для водворения мысли аранжировки - в нужный для музыканта результат. Вопросы неоднозначные, сложные для раскрытия, Сергей очевидно постарался и приложил силы чтоб раскрыть эти темы.
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
"Думал написать трактат - не получилось!
Остается просто написать то, как это делаю я. Не претендую на звание гуру и воплощения абсолютной истины в этом деле, но кое-что симпатичное в музыкальном смысле мне в этой жизни удавалось и я готов поделиться своими соображениями на эту тему.
Прежде всего, я считаю, что аранжировка - это плод музыкального воображения, который следует за анализом основной мелодии. Если мелодия совершенна, то она сама как бы подсказывает варианты гармонизации. Вариантов гармонизации может быть несколько, все зависит, опять же, от содержания мелодии. Мелодия с текстом (вокальная линия) - еще более исчерпывающе говорит нам о том, в каком направлении нужно двигаться, создавая аранжировку.
О влиянии текста на аранжировку
«Ели мясо мужики» - сразу картинка понятна, в каком стиле и направлении двигаться аранжировщику. «Засыпай, на руках у меня засыпай»... Понятное дело - колыбельная и соответствующий набор инструментов (легатная скрипичная секция, арфа, рожкИ, флейты и прочие мягкие игрушки). «Один на один» - героическое по стилю произведение, с жестким текстом, c неизбежной жесткой ритмикой, соответствующим набором инструментов и т. д.
Главное - в самом начале работы над аранжировкой внимательно изучить текст и мелодию произведения! Ее нужно знать наизусть, постоянно напевать, «вынашивать», потому что аранжировка приходит в голову не тогда, когда вы сидите за компьютером или инструментом, ожидая прихода музы, а в метро, троллейбусе, за рулем и в самых неподходящих местах и ситуациях. Для этих случаев у вас с собой диктофон, который есть в каждом мобильном телефоне. Уж как-то можно записать свою мысль в него и потом проще по памяти восстановить ту картинку, которая ранее пришла в голову. Получается, что аранжировка - штука капризная, как синяя птица. И просто так в руки не дается. А это значит - дело это долгое и трудоемкое, обильно сопровождаемое сомнениями. И весьма субъективное. Когда однажды приходит конкретная уверенность в том, что «Эта» многострадальная аранжировка действительно хороша, значит работа сделана и лучше больше к ней не прикасаться, чтобы не испортить. Бывает и так, что аранжировка случается полностью за 20-30 минут. Это уже когда ты понимаешь свою силу в этом и не сомневаешься, что это единственно верный вариант.
Об инструментах
В настоящее время существует огромное количество синтезаторов, банки которых полны готовых к применению в аранжировке звуков. Например, одного Nexus для создания современной аранжировки, на мой взгляд, более чем достаточно. В нем есть все — лупы, отдельные барабаны, басы, оркестровые, всевозможные лиды, пэды, спецэффекты, гитары и многое другое. Главная проблема во время создания аранжировки у меня - поиск подходящего звука для какой-нибудь партии. Это может растянуться на часы. Вот здесь важно не потерять себя в пространстве.
Тренировка музыкального воображения
Во время многократного прослушивания полюбившейся вам музыки, сконцентрируйте свое внимание на партиях разных инструментов, анализируйте их баланс по отношению друг другу: по уровню, по панораме... И как они взаимодействуют с мелодией или с голосом. Внимательно слушайте все - обработку (реверб, дилей, модуляторы, фильтры и пр.) инструментов, голоса, пытайтесь воспроизвести услышанное в своем компьютере. Также в этом деле приносит огромную пользу копирование на слух. Это развивает ваши музыкальные способности в целом, что автоматически положительно отражается на вашем музыкальном вкусе, без которого нельзя этим заниматься в принципе. Попробуйте полностью скопировать на слух и перенести в компьютер всю аранжировку полюбившегося вам произведения. Поверьте: это непросто, но очень полезно для развития. Если, конечно же, оригинал не полный отстой и примитив. Желаю всем максимальной реализации в творчестве!"
|