Успешность концертного симфонического эксперимента на Нашествии-2001 позволила арийскому продюсеру Юрию Соколову осенью того же года убедить арийцев – надо продолжать развивать эту линию. Так рождается идея масштабного проекта "Классическая Ария" - целого тура с симфоническими оркестрами.
Виталий Дубинин:
«После Нашествия встал вопрос: «Ребята, это должны увидеть не только на Нашествии, но и просто надо сделать такой тур. Мало того, надо сделать сольный концерт – не 4-5 песен, а 15-20 песен!".
Опять же был задействован Кирилл Уманский, который сделал все эти аранжировки. Поскольку у нас уже был алгоритм работы, мы не сильно уже перед этим мандражировали. После того как нам сделали аранжировки, мы поехали на гастроли, которые обозначились как «Классическая Ария».
Название тура «Классическая Ария» имело двойной смысл: во-первых, для арийских песен были сделаны новые аранжировки, предназначенные для совместного исполнения с оркестрами. Во-вторых, основной упор при составлении сэт-листа был сделан на классических арийских хитах 1985-1991 годов.
4 мая 2002 Ария с оркестром сыграла концерт в студии Нашего радио.
Трэклист:
01 Герой асфальта
02 Потерянный рай
03 1100
04 Осколок льда
05 Ангельская пыль
06 Тореро
Сам тур стартовал в середине мая 2002 года. В Москве Ария выступила вместе с оркестром «Глобалисом», а в других городах – с местными оркестрами, которым заранее рассылались листы с аранжировками.
Виталий Дубинин:
«Мы поехали в тур не с одним и тем же оркестром, а с одними и теми же аранжировками. А оркестр в каждом городе был свой. В этом-то и была проблема, что каждый раз менялись музыканты оркестра.
Небольшой тур был – по-моему, городов десять. Разные оркестры, постановка… конструкция сцены должна быть такой, чтобы там мог разместиться оркестр. Все это очень сложно осуществить».
С. Терентьев:
«С оркестром нам пришлось поднять строй гитар чуть ли не пол-тона, я не знаю, сколько в герцах. Пришлось настраиваться несколько иначе. Играть стало значительнее сложнее. Все привычные физические ощущения, вся моторика, механическая память изменились…пальцы отказывались делать то, что они привыкли делать. То есть приходилось испытывать лишние нагрузки и получалось все не совсем так, как хотелось. Но это был единственный минус, потом мы все привыкли и все было нормально».
В. Дубинин:
«Когда мы играли по городам, там с оркестрами был небольшой сет – песен пять-шесть, остальные песни мы играли в своем обычном составе.
Концерт в Москве, в Зеленом театре был единственным, где мы полностью играли с оркестром от начала и до конца».
Московский концерт прошел 1 июня в Зелёном театре Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Он транслировалось в прямом эфире по Муз-ТВ.
Сет-лист:
1) Увертюра
2) Здесь куют металл
3) Волонтёр
4) Тореро
5) Герой асфальта
6) Небо тебя найдёт
7) 1100
Штиль
9) Ангельская пыль
10) Искушение
11) Потерянный Рай
12) Улица Роз
13)Мечты
14)Закат
15) Антихрист (инструментальная версия)
16) Бесы
17) Кровь за кровь
18) Обман
19) Игра с огнём
20) Кода.
http://darkcjc.livejournal.com«АРИЯ – это эпоха уже для нескольких поколений. И если меня спросят, какой концерт самый запоминающийся, самый лучший, то ответ будет однозначным - Классическая АРИЯ в Зеленом театре парка Горького.
Июньская жара, повсюду тополиный пух, лучи заходящегося солнца сквозь листву, огонь на сцене и, конечно же, музыка в непривычном исполнении. На сцене кроме группы еще и симфонический оркестр! Об этом концерте потом еще месяц говорили даже те, кто там не был».
Дирижер Константин Кримец вновь, как и в 2001 году на Нашествии, впал в рок-угар. Он так увлекся, что даже провалился в оркестровую яму.
М. Пушкина:
«Замечательный концерт был! Кримец там свалился в оркестровую яму, бедолага. Он потом сказал: «Я сам не понял, как упал!».
Но и это падение не остановило прославленного дирижера – вскоре он вновь рубился на сцене по полной программе. Здесь для слабых места нет! Не будет преувеличением сказать – в тот день на сцене был не только дуэт Арии и Глобалиса, но и дуэт двух ярких и харизматичных фронтменов – Кипелова и Кримца.
Из статьи Николая Тарасова «Ария выступила с оркестром» (intermedia.ru, 3 июня 2002 г.):
«Совместный концерт «Классическая Ария» международного симфонического оркестра «Глобалис» под управлением Константина Кримца и группы «Ария» прошел 1 июня в Зеленом театре.
Выступление началось с инцидента, из-за которого фанаты «Арии» вполне могли быть лишены удовольствия услышать классическое исполнение любимых песен. Дело в том, что во время увертюры-попурри из хитов «Арии» руководитель «Глобалиса» Константин Кримец так увлекся общением с собравшейся возле сцены аудиторией, что неожиданно упал вниз. В то время, пока дирижера-акробата провожали за кулисы, чтобы оказать помощь, оркестр, активно поддерживаемый публикой, мужественно продолжал играть героический отрывок из песни «Штиль». Через несколько минут все вздохнули с облегчением - вслед за музыкантами «Арии» Кримец, живой и невредимый, вновь выбежал на сцену и занял свое место за дирижерским пультом.
В этот вечер «Ария» предложила публике, почти полностью забившей Зеленый театр, программу, состоящую из одних хитов. Публика восприняла концерт с неприкрытым восторгом, и все песни пропела вместе со своими любимцами. Когда же после небольшого акустического блока симфонический оркестр появился на сцене в костюмах скелетов, а дирижер в красной королевской мантии, аудитория просто возликовала. Вообще постановщики концерта постарались насытить второе отделение всеми «металлическими» атрибутами - на сцене были и церковные витражи, и языки пламени, и мрачная башня, на вершину которой был водружен внушительных размеров череп. В какой-то момент над сценой появилось даже светящееся распятие.
Пожалуй, единственным существенным недостатком «Классической Арии» в Москве было то, что «Ария» получилась не совсем классической. Очень часто для того, чтобы услышать оркестр, приходилось сильно напрягать слух. Однако, опять же судя по реакции аудитории, это обстоятельство расстроило немногих».
С. Терентьев:
«Вообще, выступления с оркестром на свежем воздухе в рок-концерте - это отдельная история, оркестр в шестьдесят человек тяжело вызвучить детально, учитывая бодрый ветер, который задувает в микрофоны, и учитывая их количество».
В. Кипелов:
«Классическим музыкантам интересно поработать с рок-музыкантами. Мы здесь не первооткрыватели, до нас была масса и наших соотечественников, и зарубежных коллег.
В своё время, помню, опыты были и у «Deep Purple», они выпускали целый такой большой инструментальный альбом. Дело в том, что это очень близкие направления на самом деле. Даже взять, к примеру «Apocalyptica», они же играют кавера группы «Metallica». Это своё прочтение музыки. Кому-то может быть не очень нравится, но мне нравится. Вот я послушал, и мне особенно понравились балладные песни типа «Nothing Else Matters» или «Unforgiven», они по-другому зазвучали.
На Нашествии песни, которые, как мы думали, только в наших обычных аранжировках могут хорошо звучать, вдруг они совершенно по-другому зазвучали с оркестром, вообще по-другому. Это был первый опыт. А в Зелёном театре для нас открылся вообще другой мир. Мы поняли, что наши песни могут совсем по-другому звучать. Потому что симфонический оркестр добавляет тех красок, которых не хватает в ограниченном, компактном составе, где два гитариста, барабанщик, басист и я. А симфонический оркестр раздвигает рамки, и музыка совсем по-другому звучит. Я даже сравнивал восприятие этой музыки: те люди, которые не принимали нашу музыку в нашем классическом исполнении, когда они услышали её с симфоническим оркестром, они вообще по-другому стали относиться к этой музыке. Они говорили: «Мы даже не подозревали, что она вот так может звучать. Там было как-то жёстко, мы вообще к этому не были готовы, а тут появились новые краски и песня совсем по-другому заиграла»… Я сам смотрел, уже спустя какое-то время, концерт в Зеленом театре, мне очень понравилось. Я до сих пор смотрю запись, и некоторые песни у меня даже дрожь вызывают. «Игра с огнем» там замечательная.
Я, кстати, сначала был против – Metallica, Scorpions уже делали подобные вещи. Но потом эта идея меня захватила. Хотя, конечно, делать весь концерт с оркестром – это перебор. Одни песни, действительно, обогатились новыми красками, другие же проиграли, появилась ненужная мягкость. А несколько номеров с оркестром, как на "Нашествии" – это здорово!».
Кирилл Покровский:
«Рок - в целом очень "академичен", и легко трансформируется в "классическое звучание".
Послушайте, как "Глобалис" исполняет увертюру на темы "Арии" (запись, к сожалению, не самая "сочная", записано с телетрансляции)».
Из статьи Маргариты Пушкиной «Уотерс и "Ария": две звезды, две разных повести…» (МК, 7 июня 2002 г.):
«А еще можно сказать "Два мира, два детства". В том смысле, что музыкальное созревание мистера Уотерса и "арийцев" проходило в кардинально разных условиях. В итоге выросли две легенды, с той лишь разницей, что экс-"флойдовец" ведет образ жизни скучающего миллионера и музыкой занимается только когда очень захочет. Наши же постоянно ищут спонсоров и не вылезают из провинции, потому как семьи кормить нужно. На днях обе легенды пожаловали в Москву, причем примерно с одинаковыми целями. Уотерс - показать представление своего мирового тура - "In The Flesh", "арийцы" - объявить о начале специальной серии концертов "Классическая "Ария". И там и там имел место громкий праздник музыки и бюджетов. Слушала и считала все это Марга Пушкина.
Роджер Уотерс, седовласый джентльмен, внешне поразительно похожий на сильно похудевшего киноактера и буддиста Ричарда Гира, взирал на забитый до отказа «Олимпийский» взором провидца. Или, может быть, взором Наполеона, прошедшего через несколько сражений при Ватерлоо...
Дмитрий Варшавский (экс-"Черный Кофе") выносил на себе, как с поля боя, потерявшую сознание (от счастья лицезреть дядю Уотерса) девушку, а солист группы "Ария" Валерий Александрович Кипелов просто охрип, отстояв все два отделения концерта знаменитого англичанина. И это – за два дня до собственного грандиозного шоу с симфоническим оркестром в Зеленом театре!
Слухи о скорой кончине... тьфу ты!... о скором делении одной "Арии" на две, пока безымянные, группы сделали свое коммерчески выгодное дело. 1 июня, в Международный день защиты родителей от детей и детей от родителей, те и другие дружно топали к Зеленому театру подивиться на смельчаков, которые на пике своей неожиданной популярности вдруг решили заняться сольными карьерами. Разминаясь перед расставанием, музыканты объявили о туре "Классическая "Ария" и о выступлении в Москве с Международным симфоническим оркестром "Глобалис" во главе с дирижером Константином Кримцом.
В самом начале концерта, после нескольких драматических взмахов руками, весьма органично, надо заметить, вошедший в образ крутого рокера почтенный дирижер провалился в легкомысленно замаскированную оркестровую яму. Выразительное "хрясть!" не остановило облаченных в черные маечки с нарисованными белыми костями оркестрантов - они с удовольствием продолжали наяривать увертюру, краем глаза наблюдая за побелевшими лицами рокеров. Падение дирижера служило, видимо, признаком присутствия каких-то загадочных сил, которые все время опекают самую популярную "тяжелую" группу России. Но ничего больше не взорвалось, не загорелось, сверху на группу с оркестром почему-то не обрушилось мрачное здоровенное распятие, которое должно было "сработать" при исполнении длиннющей "Кровь за кровь". По экрану скакали ужасные страшилки-монстры, компенсируя вынужденную статичность "арийцев". Испытывая (не в пример раздухарившемуся дирижеру) приступ необычной сценической скромности, рокеры почему-то облачились во все темное и драматично слились с окружающей средой. Напрашивалась мысль, будто присутствуешь на концерте Оркестра с Рок-группой, а не наоборот. Кипелыч же, судя по выражению его глаз, в душе проклинал Уотерса, который фантастическим образом "подпилил" ему голос...».
Концерт в Зеленом театре примечателен еще и состоявшейся там премьерой нового клипа группы на песню "Осколок льда".
М. Пушкина:
«Заключительный аккорд праздника поклонников неумирающего хард-н-хэви был подобен началу извержения Везувия: пустая сцена, музыкантов нет... На экране - тот самый доселе никем не виданный клип "Осколок льда". С трудом пробившиеся в Зеленый театр люди дружно поют вместо Кипелова слова о былой любви и ненависти, о пустой душе. И эта импровизированная кода стирала все огрехи "Классической "Арии" и вызывала горькое сожаление, что, возможно, больше такого уникального для наших рок-масштабов действа не будет...».
Клип «Осколок льда» снимался еще осенью 2001 г., но мистическим образом стал наглядной иллюстрацией событий, произошедших с группой через несколько месяцев после окончания съемок. Под проникновенный голос Кипелова пятерка арийцев идет по старинному пражскому замку. Они все еще идут рядом друг с другом, но…
Я помню все, о чем мы мечтали,
Но жизнь не для тех, кто любит сны.
Мы слишком долго выход искали,
Но шли бесконечно вдоль стены...
Пусть каждый сам находит дорогу -
Мой путь будет в сотню раз длинней
Но не виню ни черта, ни Бога
За все платить придется мне!
В. Кипелов:
«Я для себя проводил анализ, получается, что иногда текст песни становится реальностью. Например «Я свободен» многие связывают с моим уходом из Арии, потом в песне «Путь в никуда» есть строчки «…лучше камнем вниз, чем жить по чьей-то воле…» - это всё было написано гораздо раньше, чем произошла история с Арией. Когда писались эти песни, я и не предполагал, что мне придется жить отдельно от Арии, что придется расстаться. Так что эти строчки оказались в определенном роде пророческими. Маргарита Пушкина может сказать больше на эту тему, у нее собраны все эти нюансы, приметы и примеры».
М. Пушкина:
«Очень часто между песнями и происходящими событиями существует какая-то связь. Научно, думаю, это не объяснишь. На уровне подсознания все происходит. А может, третий глаз сигнализирует. Здесь, наверное, все-таки основным моментом является песня "Осколок льда". "Я свободен" не берем в расчет, т.к. изначально идея там была другая - только смерть приносит свободу от обязательств и присяги. "Осколок" же сочинялся конкретно о расставании людей, которые устали друг от друга. Что-то тогда носилось в воздухе, передавалось на наши антенки. Бывает, что я сама начинаю бояться некоторых песен, они выступают в качестве неких пророчеств. Те же "Бесы", "Что вы сделали с нашей мечтой", "Паранойя", вновь вступает в силу "Раб Страха". С Арией это получалось замечательно. Все-таки в этой группе заложено нечто мистическое:))) А вообще - если очень глубоко копать, то можно докопаться Бог знает до чего. Лучше не надо...».
Продолжение следует