ИСТОРИЯ КЛИПА «Я ЗДЕСЬ!» ИЛИ КАК ЯНКОВСКИЙ КИПЕЛОВА ЗАПУТАЛ
(Меломан Наруто, из цикла "Тайны кипеловского двора")
Одним из главных хитов кипеловского альбома «Реки времен» стала мелодичная баллада «Я здесь!».
В. Кипелов:
«"Я здесь!" – это своеобразная баллада о несчастной любви. Смысл песни несколько обтекаемый. Я смотрел фильм с Кевином Костнером "Бесконечная гладь одиночества". Ну а потом Маргарита Пушкина предложила мне тему, которая была созвучна этому фильму… Рита была на Рижском взморье – ей там хотелось "в облака". И как-то всё это было замешано в одну историю…
"Шли навстречу, прошли насквозь". У Шекспира - это уже король Лир. Я очень люблю Шекспира, его поэзию и мне очень интересны вот такие образы. Я хотел стремится к этому».
Корни текста песни уходят еще в детство Маргариты, когда она вместе с родителями прибыла в Прибалтийский военный округ – новое место службы ее отца, офицера ВВС, Героя Советского Союза Анатолия Ивановича Пушкина.
Из книги М. Пушкиной «Династия посвященных»:
«Первый декабрь моего пребывания в Риге запомнился поездкой на Взморье – отец выбирал дачу, на которую летом должно было переехать из города наше шумное семейство. На пороге нас встретила сгорбленная старая латышка, под ногами которой путалось несколько дурашливых цыплят-подростков. Небольшой одноэтажный деревянный дом казался ненастоящим – будто невидимый Кукловод спустил его сверху на тоненьких ниточках как декорацию к спектаклю «Папочка ищет дачку для своих малышек». Холод, которым задиристо бросался в лицо ветер, пробирал до костей, в доме было нетоплено и неуютно…Хозяева, видно, экономили на дровах или угле. Или (такие мысли приходят в голову по прошествии стольких лет) хотели отпугнуть советского полковника, не дать ему с чадами и домочадцами вторгнуться в свое гнездо.
Если бы не запавшее в душу состояние отчаянно замерзающего человека, стоящего зимним днем на берегу Рижского залива, не родились бы строчки песни «Я здесь!» для Валерия Кипелова. Обычный перенос картинки из прошлого в настоящее, с учетом пережитого.
Так бесконечна морская гладь,
Как одиночество мое…».
Летом 2005 г. на «Я здесь» был снят клип. Режиссером выступил известный клипмейкер Владимир Янковский.
Андрей Гнет, арт-директор белорусской кинокомпании «Irreal Pictures», проводившей съемки клипа:
«Это своеобразное мрачное фэнтэзи в средневековом духе. Главный герой - рыцарь-пилигрим. Он попадает в некую сюрреалистическую страну на заколдованной планете. Там он видит страшную картину, как вершат свои темные дела ведьмы и колдуны, бродят карлики и гоблины, орки сражаются с рыцарями. На этой планете также обитает и сказочная Птица Феникс».
Владимир Янковский:
«Это довольно мрачное видео – мифологическая сага в стиле "Властелина колец". На фоне соляных озер вершат свои темные дела гоблины, ведьмы, колдуны. Силы добра олицетворяет рыцарь-пилигрим в исполнении Виктора Смольского.
Сюжет клипа выстроился сразу после того, как я услышал песню. Я знал пристрастие Валеры Кипелова к мифологии и ко всевозможным неоготическим фэнтези, поэтому в клипе много необычных действующих лиц, много метафор...Ролик воспринимается на уровне ассоциаций».
Однако мало кто из зрителей смог с ходу въехать в вольный полет творческой фантазии Дмитрия Янковского. Многие, посмотрев клип, говорили: «Снято конечно все очень эффектно, но к сюжету самой песни имеет достаточно отдаленное отношение». В числе не понявших смысл клипа оказался и сам Валерий Кипелов.
В. Кипелов:
«На "Я здесь" были хорошие съемки. Мы нашли шикарное место, сняли все, но клип мне не понравился. Когда я увидел воплощение его, я понял, что он совершенно не соответствует песне. Я не люблю снимать так, чтобы клип вообще никак не отражал суть песни. Я знаю, что бывают такие люди, которые стараются снять клип, который ну вообще никакого отношения к песне не имеет. Мне это не нравится».
На самом же деле, сюжет клипа вполне соотносился с песней. Вот только зашифровано это соответствие было уж больно хитро. Расшифровка приведена в буклете альбома «Реки времен»:
"В первой половине клипа главный герой повествования умирает от смертельной раны, полученной в битве, однако некая светлая сила воскрешает его. К нему приходит понимание, что второй шанс был дан ему не случайно. Это знак свыше, призыв к поиску Истины. Отложив меч и взяв в руки посох, герой становится пилигримом и во время своих странствий встречает символические воплощения человеческих пороков. Жадность встает у него на пути в образе уродливых карликов, а глупость – в виде рыбаков, забрасывающих невод в пустое озеро. Женщина со змеей символизирует напрасные ожидания и обман. С такими же негативными сторонами бытия встречается и обычный человек в своей повседневной жизни, но преодолеть их ему помогает лишь стремление к высокой цели.
Наряду с воплощениями негативных сторон человеческой натуры герой клипа встречает и мудрость в облике кентавра, который указывает ему правильный путь. К финалу герой понимает, что смысл жизни заключен в любви. Причем не в сказочной, а в обычной земной любви, которую он так и не смог найти, потому что посвятил всего себя стремлению к некоему придуманному, мифическому идеалу".
Если сюжет клипа вызвал много споров, то в отношении визуальной стороны практически все зрители были единодушны – снято очень круто!
Съемки прошли с 20 по 22 июля 2005 г. в окрестностях белорусского города Солигорск. Режиссер выбрал это место из-за неземных «лунно-марсианских» пейзажей, образовавшихся на местных солеотвалах.
Андрей Гнет, арт-директор «Irreal Pictures»:
«Выбрать местом проведения съемок солигорскую промзону – это задумка и находка режиссера. Первоначально клип планировали снимать в Египте. Но в итоге вместо Египта выбрали Солигорск. И не потому, что Солигорск ближе и дешевле, а потому что пейзажи действительно оригинальные и натуралистичные. Нам нужно было найти для нашей фантасмагорической истории совершенно пустынное, мрачное место без какой-то географической привязки. Необходимые нам нечеловеческие пейзажи нашлись именно здесь. Такое место трудно найти где-либо еще».
Владимир Янковский:
«Снимать под Солигорском предложили художники, которые со мной работают. Изначально я хотел снимать клип на "Я здесь" в Египте. И очень рад, что не поехал туда. В Египте я нашел бы совершенно другую, однообразную, хотя и нетривиальную натуру».
В. Кипелов:
«Выбирали место не мы сами, а режиссер. Мы обалдели, когда увидели этот пейзаж. Мы думали, только на Луне может быть такое. Там совершенно неземная атмосфера. Самое интересное, что все натуральное, никакой компьютерной графики не пришлось делать. Озеро какого-то невероятного цвета».
Почти все пейзажи в клипе – природные, без декораций и компьютерной графики. Исключение составило море, которое в Белоруссии естественно отсутствует.
Владимир Янковский:
«В луже у соляных гор был построен корабль. Однако этой лужи вы в клипе не увидите, потому что с помощью компьютерной графики из нее было сделано море. Кстати, компьютерную графику тоже делали здесь, в Белоруссии, белорусские ребята. Я считаю, что уровень графики европейский».
Графика и в самом деле крутая – все смотрится вполне «по-фирменному».
Роль пилигрима исполнил Виктор Смольский, на тот момент бывший сессионным участником группы.
В. Кипелов:
«У нас было много дебатов, кому сниматься в главной роли. Я сразу сказал, что не хочу сниматься в главной роли. Было холодно, а мне надо было в скором времени выступать не фестивале, и я очень боялся простудиться. Если бы не это, я бы, наверное, помахал мечом.
Холод был единственным неприятным моментом на съемках. Июль месяц, должно было быть тепло, а дул ветер такой, как в аэродинамической трубе. Волосы вставали дыбом, их потом очень сложно расчесать было…
Мы очень хотели, чтоб в клипе снимался Эдгард Запашный. Мы с ним большие друзья, он у нас снимался в клипе «Вавилон». Но как-то не случилось, и решили снимать Смольского – он парень фактурный».
Владилен Стальной, белорусский журналист (2005 г., портал ХайВей
http://h.ua/):
«Любимый исполнитель уже нескольких поколений, экс-лидер известной российской хэви-метал группы «Ария», а нынче фронтмен группы «Кипелов» Валерий Кипелов побывал в Солигорске. Цель приезда музыканта в наши широты - отнюдь не гастроли. На два дня шлакохранилища (в простонародье именуемые «солеотвалы») одного из предприятий белорусского объединения по добыче калийной соли и производству калийных удобрений «Беларуськалий» превратились в съемочную площадку.
Шли съемки видеоряда для клипа группы на песню «Я здесь» - одного из хитов «Кипелова» на данный момент. Режиссером музыкального видео стал известный белорусский клипмейкер Владимир Янковский. Участие в съемках клипа принял также знаменитый белорусский музыкант, гитарист немецкой хэви-метал группы «Rage» Виктор Смольский, приехавший в Солигорск прямо из Германии.
Мало кто знал о приезде «кипеловцев» в провинциальный белорусский городок. Это уберегло место съемок от паломничества поклонников и наплыва прессы. Тем не менее, мне - едва ли не единственному из представителей СМИ - посчастливилось провести первый день и первую ночь на съемочной площадке бок о бок со звездами рок-музыки.
Белорусские солеотвалы лучше египетских пирамид. Здесь покоится почти вся таблица Менделеева...Угрюмое молчание фиолетово-бурых гор, коварная ядовито-изумрудная прозрачность соляных озер, мертвая без единой травинки земля, покрытая сетью пересекающихся зловещих трещинок…Пустынная тишина, и лишь гул ветра, разметающего над безмолвным индустриальным пространством сиреневую калийную пыль. Вот уж действительно, ландшафты Марса или какой-нибудь заколдованной страны. Такие вот мрачные пейзажи в неестественных тонах представляет собой окрестность солигорских солеотвалов. Они являют собой своеобразное кладбище отходов калийного производства, накопившихся здесь за более чем 40 лет деятельности предприятия «Беларуськалий». Знающие работники предприятия говорят, что в этих сиреневых горах содержится чуть ли не вся таблица Менделеева. Бурый радиоактивный песочек с верхушек гор разносится ветром далеко по округе. Белорусские экологи уже давно бьют тревогу…
Виды солигорской промзоны сразу же стали главной темой дискуссий только прибывших на место участников съемок. «Индустриальный рай», - бросил фразу, спускаясь к соляному озеру, Валерий Кипелов.
«Нас местные работники предупредили, чтобы мы не подходили к солеотвалам, что они вроде радиоактивные. Но мы вот подходили, и ничего», - своеобразно пошутил Андрей Гнет, арт-директор белорусской кинокомпании «Irreal Pictures», проводящей съемки клипа.
Первый этап съемок был самым простым. Снимали выступление музыкантов «Кипелова» на фоне солеотвалов. «Кипеловцы» взяли в руки гитары, зазвучала песня «Я здесь». Под такую музыку выступление пятерки в черной одежде с развевающимися на сильном ветру длинными волосами смотрелось весьма эффектно. «Зря только вентилятор взяли», - прокомментировал силу ветра Владимир Янковский. После съемок всей группы музыканты должны были сниматься по одному. В перерыве между съемками Валерий Кипелов ответил на несколько моих вопросов.
- О чем песня «Я здесь»?
- Это композиция из нашего нового альбома «Реки времен» - своеобразная баллада о несчастной любви.
- Соответствует ли солигорский индустриальный пейзаж задумке клипа?
- Да, соответствует в полной мере. Весь этот вид отлично гармонирует со словами песни. Приехав сюда и увидев этот впечатляющий пейзаж, мы будто попали на другую планету. Довольно интересная находка режиссера, сотрудничеством с ним мы очень довольны.
- А кого вы играете в этом клипе?
- Сам себя. В клипе много персонажей, которые будут сражаться, бегать, переживать. А я буду заниматься тем, чем и всегда – петь.
Пока снимали крупные планы, свободные от съемок музыканты рассредоточились по окрестностям. Добравшиеся таки на съемки несколько поклонников творчества «Кипелова» наслаждались возможностью побыть в непринужденной близости от своих кумиров, брали автографы, беседовали. Вроде как обычные люди ходят рядом, но исключительность момента подчеркивало осознание факта, что рядом видишь того, кого за счастье считал увидеть по телевизору или издалека на концерте. Он находится рядом, без охраны, да еще и в твоем родном городе.
В перерывах между съёмками Валерий Кипелов выглядел слегка уставшим и, предпочитая уединение, тихо покуривал в сторонке. Тем не менее, он не отказывал подходящим поклонникам в автографах и просьбах сфотографироваться. Философское спокойствие предпочел и барабанщик группы Александр Манякин, также бродивший по площадке в одиноком молчании. Бас-гитарист «Кипелова» Алексей Харьков не выпускал из рук цифровой фотоаппарат, запечатлевая оригинальные ландшафты, да и сам с удовольствием позировал перед объективами. Гитарист группы Андрей Голованов отсиживался в микроавтобусе. Коммуникабельнее всего себя вел улыбчивый Виктор Смольский, рассказывавший всем подряд о своем новом альбоме. Побеседовал с гитаристом «Rage» и я.
- Виктор, как тебе здешняя атмосфера?
- Классная атмосфера. Спасибо Володе Янковскому, это он нашел такое место. Подобного пейзажа, по-моему, больше нигде в мире не найти.
- В Солигорске не доводилось раньше бывать?
- По-моему, даже и был когда-то в Солигорске. Вроде играл какой-то концерт. То ли с группой «Инспектор», то ли с «Мроей», то ли еще с какой-то. Но было это очень давно
- Это уже не первый твой опыт сотрудничества с режиссером Владимиром Янковским…
- А просто и сотрудничать больше ни с кем не хочу. Должен сказать, что Володя гораздо лучше и профессиональнее многих, даже западных, режиссеров. С ним очень приятно работать. Это уже пятый или шестой наш совместный проект. Помню, мы снимали с ним клип для группы «Rage» на «Беларусьфильме». Люди ехали из Германии и недоумевали, что там в Беларуси можно интересного сделать. А в итоге клип получился очень классный: были огромные декорации, снимались чемпионы мира по сумо – смотрелось все очень колоссально. Так что пусть на Западе завидуют, какие у нас в Беларуси режиссеры.
Ночные съемки
Закат солнца явил собой потрясающее по живописности и по количеству цветовых оттенков зрелище. К этому моменту эпизоды с участием музыкантов были отсняты. На съемочной площадке разжигали костры - шла подготовка к ночным съемкам битвы между орками и рыцарями. Рядом бродили сами участники предстоящей баталии, роли которых исполняли ребята из минского военно-исторического клуба «Княжы Гуф». Главный рыцарь, Виктор Смольский, сменивший к вечеру гитару и черную рубашку на меч и кольчугу, отрабатывал технику владения холодным оружием, взяв в спарринг-партнеры вождя орков.
Наконец начались съемки. Два десятка представителей сил добра и зла сошлись в ночной темноте. Звенели мечи, горели костры, клубился дым, падали «убитые». Но тут же звучала команда «Стоп!». Все вновь «оживали» и опять сходились в схватке в очередном дубле съемок. И так много раз, потому что, как и любой требовательный режиссер, Владимир Янковский всякий раз находил определенное несоответствие своим задумкам: то дым от костра не туда шел, то пораженные орки ненатурально падали, то ворон не на том «трупе» сидел. Свободный от съемок Валерий Кипелов стакан за стаканом пил кофе, грелся у многочисленных костров, с удовольствием общался с активизировавшимися в темноте группками поклонников. Закончился первый съемочный день около четырех часов утра».
Клип «Я здесь» в качестве бонуса включен в ДВД «Москва 2005». В подарочном издании ДВД также представлен документальный фильм о процессе съемок клипа.
На сингле «На грани» (2009 г.) «Я здесь» записана совместно с камерным оркестром "Чистая Музыка" под управлением Игоря Горского.
12 июня 2011 г. на фестивале Рок над Волгой Кипелов спел «Я здесь» дуэтом с Тарьей Турунен (знаменитая финская металлическая и оперная певица, бывшая вокалистка симфо-металлической группы Nightwish). Профессиональная съемка этого выступления доступна в Интернете.